На главную
НОВОСТИ ЗАПОРОЖЬЯ СПРАВОЧНАЯ РЕГИОН
Справочная
История

ЗАПОРОЖСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Они ждали этого дня пять лет. 10 октября 1932 года тысячи рабочих сняли,наконец, свои вымазанные бетоном и грязью спецовки и одели лучшие выходные костюмы - они пришли торжественно открыть Днепровскую гидроэлектростанцию. Над многотысячной толпой, собравшейся у ее здания, расположился лозунг: “Кет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять”. Поистине, сегодня “Советы” не только утерли нос мировому капиталу пуском крупнейшей в Европе ГЭС, но и совершили нечто совсем необычное. Под крики “ура” и аплодисменты товарищ Калинин вручает мистеру Куперу орден Трудового Красного Знамени… Хью Купер, глава американской консультации Днепростроя, президент нью-йоркской фирмы “Купер и К°”, американский капиталист - кавалер советского ордена! И за что? За неоценимую помощь в деле построения электростанции (читай - индустрии социализма). Плотина, которую строил Купер вместе с другими инженерами и рабочими - это лишь часть того великого эксперимента, центром которого было Запорожье. Наш город стал образцом, по которому планировалось перестроить всю советскую действительность, а может быть, если удастся - кто знает - и действительность всего мира. Вы спросите - но почему именно Запорожье? Как начинался этот эксперимент? Ответы на эти вопросы, как ни странно, имеют давнюю историю. Еще в IX веке Днепр стал великим торговым путем “из варяг в греки”. В районе днепровских порогов купцам приходилось разгружать свои корабли и перетаскивать их по земле, что очень затрудняло и задерживало передвижение. Проблема сохранялась веками. Уже со времени присоединения наших земель к России возникла идея провести каналы и шлюзы в обход бурных порогов. Работы по их сооружению так и не были полностью закончены, а то, что уже было сделано, вскоре пришло в запустение. Шли годы, дело не выходило за рамки бумажных проектов. На них, по некоторым подсчетам, ушло 15 тонн бумаги. Однако Эти тонны не были потрачены впустую. В них отразилось развитие науки в те времена. Сначала планировалось просто перегородить Днепр плотинами, чтобы поднять уровень воды и затопить пороги, затем плотину совместили с электростанцией, и наконец - задумали оросить степи водой из водохранилища. Последний дореволюционный проект, И.А. Розова, в 1916 году даже был утвержден к исполнению, но из-за начавшейся гражданской войны работы по нему были прекращены. В 1920 году профессор И.Г. Александров создал проект на одну плотину, как раз в районе Запорожья - здесь было самое удобное место для строительства. Ее-то, с небольшими изменениями, вы имеете удовольствие видеть. Пока шла гражданская война, В.И. Ленин строил далеко идущие планы создания промышленности советского государства. Знаменитый план Государственной комиссии по электрификации России был в общих чертах изложен уже в 1918году. Еще не построенная электростанция, которая к тому же находилась в пределах другой страны, уже стала одной из важнейших частей этого плана. Такая большая станция, как наша, давала огромное количество дешевой электроэнергии, которую можно было использовать в тяжелой промышленности. Рядом предполагалось построить заводы, которые находились, таким образом, как раз посередине между Донбассом и Криворожским бассейном, были связаны с ними железной дорогой. Естественно, население города очень возрастет, потребуется построить новые районы для рабочих. Тут-то и возникает идея создания совершенно нового социалистического города, построенного по принципам такого общества, к которому стремились коммунисты. Так постепенно вырисовывались перспективы огромнейшего строительства на берегах Днепра. В Советском Союзе оно еще не имело себе равных. Однако началу воплощения идей, ради которых затевалась революция, мешала война и разруха. В годы НЭПа страна понемногу оправилась от потрясений, но чтобы построить социализм, нужна была экономика, которая якшалась бы на равных с акулами западного капитализма. Как же осуществить такое, чтобы увидеть “светлое будущее” уже на своем веку? Отсюда возникла идея построения развитой промышленности всей страны в рекордно короткие сроки. Курс на индустриализацию был провозглашен в декабре 1925 года на 14-м съезде ВКП(б). Но как создать огромную производственную машину в стране, где большинство населения - полуграмотные крестьяне? Тут, как всегда, на помощь приходит пропаганда. Такие большие стройки, как во времена первых пятилеток, были первым подобным опытом на Украине и во всем Союзе. Сравнивать пока что было не с чем. Представьте себе чувства полуграмотного бедняка, отправляющегося на Днепрострой.Что он видел в своей жизни? Сельская хата, традиционное хозяйство, обычаи - все это мало изменились за столетия. Жизнь протекала однообразно и размеренно, прошедший год был очень похож на будущий. И вот человек попадает в Запорожье… Огромные скопления людей, масштабы строительства, гигантские, диковинные для глаз обычных крестьян металлические и бетонные конструкции, техника, дымы заводов, совершенно новая архитектура города - все это оказывало ошеломляющее, неизгладимое впечатление на психику обычного человека. Прибавьте к этому беспрестанную идеологическую обработку. Для того, чтобы построить новое общество, в котором “жить станет лучше, жить станет веселее”, как однажды выразился товарищ Сталин,требовалось якобы всего несколько лет тяжелого труда. Самое большое психологическое действие производила, наверное, плотина Днепрогэса. Перегородить величайшую реку Украины,затопить пороги, бывшие символом Днепра и создать огромное рукотворное озеро - такие задачи казались в то время фантастическими. Но все же это было возможно. Человек, работающий здесь, чувствовал свою сопричастность к этим “великим свершениям”. Он проникался гордостью за себя и свою страну, возникала непоколебимая вера в светлое будущее, своеобразная эйфория от происходящего. Вот почему при ужасных условиях жизни стало возможным небывалое под-. нятие производительности труда. Достаточно сказать, что в строительный сезон 1930 года была достигнута наибольшая месячная производительность укладки бетона в плотину, мировой рекорд. Все газеты мира и СССР поздравляли строителей с этим результатом. Но какими методами, каким трудом было это достигнуто? Оказалось, что в начале сезона работ был большой недостаток рабочей силы. Требовалось 800 человек, а их не было. Котлован зиял зловещей пустотой. Причиной тому были ужасные условия жизни. Люди буквально бежали со строительства. Временами текучесть кадров достигала 98%. Набирать новых помогала агитация. Так было и в этот раз. Был организован “штаб по ликвидации прорыва” (отставания в работе), соцсоревнование. И в котлован, по выражению американского специалиста Томсона, полилась лавина бетона. Вот как это происходило. Прямо уже на построенной гребенке плотины были оборудованы железнодорожные пути. По ним сновали туда-сюда составы, подвозящие огромные бадьи с бетоном. Паровые краны цепляли и переносили бадьи в нужное место. Затем бадья буквально летела в котлован, где ее поджидали рабочие. Лопатами кучу бетона разравнивали и затем утрамбовывали собственными ногами. На фотографиях можно видеть рабочих, взявшихся за руки и исполняющих своеобразный “танец” утрамбовки бетона. Они стоят по 5-7 человек, улыбаются, кажутся даже беззаботными. Женщины работали здесь наравне с мужчинами. Победители соцсоревнований и ударники удостаивались чести красоваться на доске почета или на страницах газет и журналов. Материальная заинтересованность играла второстепенную роль. Иногда строители даже отдавали свои жизни на благо индустриализации. Через десятилетия передавались жуткие рассказы очевидцев о том, как иногда сорвавшаяся с троса бадья накрывала стоящих внизу людей. Некоторые погибшие работяги так и остались навечно лежать в толще бетона - их не удосужились высвободить- строительство спешило. В те же годы был популярен лозунг: “Лучший ответ на кампанию клеветы о принудительном труде в СССР - досрочная сдача Днепрогэса”. Принудительного труда на Днепрострое не было, но глядя на бараки, в которых ютились рабочие, можно подумать, что это концлагерь. Есть даже колючая проволока. Небольшой тогда город Запорожье не мог обеспечить всех вновь прибывших жильем. Приходилось спешно возводить целые городки из бараков. Условия жизни там сильно отличались в худшую сторону от родного дома. Помещения плохо отапливались, из постели часто выдавали только матрац, и то без ваты, сена или чего-либо подобного. Газета “Комунiст” за 12 марта 1931 года пишет: “Обрисовываются недопустимые бытовые условия рабочих строительства. В бараках Днепростроя и Днепрокомбината неимоверная скученность, грязь. Там происходят пьянки, игра в карты, поножовщина, драки, никакой общественно-политической и культурной работы на поселках и в бараках не ведется. Среди рабочих бывают случаи заболевания сифилисом, брюшным тифом”. Еще одна проблема - конфликты с местным населением. И сейчас можно услышать о разборках с жителями села Вознесенки, происходивших в те далекие времена. На строительстве было организовано общественное питание - построена так называемая “фабрика-кухня”, по-нашему говоря - общественная столовая. Еда на этой фабрике “производилась” с помощью аппаратов немецких фирм - 8000 обедов в день. О качестве же производимой на фабрике продукции могут рассказать статьи в газетах. Вот, например, газета “Постройка” сообщает: “Вот уже девятый день общественный суд над фабрикой-кухней вскрывает безобразные факты. За последнее время тысячи строителей остались без обеда. О качестве еды говорит ее постоянное недоедание”. Несмотря на все недостатки, Днепровское строительство стало популярнейшим экскурсионным объектом. Тысячи людей со всех концов Советского Союза приезжали в Запорожье, чтобы посмотреть на великую стройку социализма. Город постигло экскурсионное бедствие. Туристы занимали дефицитную жилплощадь, опустошали продовольственные магазины, толпами ходили по стройплощадкам, путались под ногами у рабочих, глазели и расспрашивали. А рабочие, мало обращая внимание на приезжих зевак, строили свой новый город.

Регион
© Inzp.ru | Родное Запорожье         Главная